История повторяется? 26 июня Nike планирует очередное историческое событие, по аналогии с Breaking2. Помните попытку выйти из двух часов на марафоне на гоночном треке в Монце в 2016?
На этот раз мы будем свидетелями Breaking4. Фейт Кипьегон попробует в рамках выставочного забега преодолеть барьер в 4 минуты на миле в женском беге.
В The Atlantic по этому поводу опубликовали отличный материал, который проводит важные исторические параллели и задает сложные вопросы, на которые, наверное, каждый из нас отвечает самостоятельно.
В мае 1953 года новозеландец Эдмунд Хиллари вместе с шерпом Тенцигом Моргаем стали первым людьми, покорившими Эверест. Это был тот вызов, который убил немало талантливых альпинистов на протяжении нескольких десятилетий ранее. В те годы покорение Эвереста было признано невозможным. Но есть небольшая деталь: они использовали баллоны с кислородом и это им помогло. Грегори Мэллори, альпинист пытавшийся покорить вершину и погибший, называл этот путь «чудовищной ересью».
Через месяц после этого события, юный британец Роджер Баннистер, чуть было не выбежал из 4 минут на миле. Тогда эту попытку назвали «Эверест на треке». Но эта попытка изначальна нарушала правила, так как вместе с Роджером бежал еще один бегун, которые позволял обгонять себя на круг, выступая в таком формате пейсмейкером.
Уэс Сантее, американский конкурент Роджера был не слишком впечатлен. Он с раздражение сказал в одном из интервью: «Возможно, я бы тоже выбежал из 4-х минут, если бы держался за одной из папиных лошадей. Если это то, чего вы хотите.»
Конечно, попытку Баннистера не признали даже рекордом мира, так как она не отвечала правилам Федерации. Но сам атлет заявил: «От цели меня отделяли всего лишь 2 секунды. Теперь я знал, что могу их улучшить.» И через год это случилось. В мае 1954 года уже на официальном старте и с соблюдением всех правил, попытка Баннистера удалась и была признана. Небольшая деталь: он технически сделал все, чтобы добиться успеха. Например, он наточил этим утром шипы и натер их графитом, что куски коксогариевой дорожки не прилипали к шипам. Своего рода технический допинг, разве не так? Как баллоны с кислородом у Эдмонда.
Баннистеру понадобился еще год на выход из 4-х минут. Альпинистам понадобилось почти четверть века, чтобы зафиксировать «чистый» заход на Эверест. В 1978 году, вершина покорилась Месснеру и Хабелеру, без использования дополнительного кислорода.
Кипчоге тоже не смог выйти из 2-х часов на выставочном забеге Nike в 2016, но у него получилось в 2019 в рамках проекта Ineos. Поскольку в 2019 также забег использовал манипуляции с пейсмейкерами, рекорд не считается ратифицированным, но это достижение разрушает барьер невозможности самого факта выхода из 2 - х часов на марафоне. И мы ждем этого буквально на каждом крупном марафоне уже сейчас.
Но и это не все исторические параллели текущей попытки установить новые пределы человеческих возможностей, на этот раз среди женщин.
Буквально месяц назад четыре британских альпиниста покорили Эверест в рекордные 5 дней после приземления в Непале. Без свойственной этому достижению акклиматизации, обычно занимающей недели и даже месяцы.
В их случае технический допинг стоил 153 000 долларов для каждого и состоял в соблюдении сложного технического протокола подготовки, включавшего использование ксенона (они его вдыхали). А в это время мы точно не знаем, какие манипуляции проводит Nike с Фейт Кипьегон. Уверена, мы увидим какие-то новые, даже не могу предположить точно какие, кроссовки. Но что-то еще тоже будет. Браслеты на руки? Охладители для головы? Какие-то манипуляции с питанием? Мы вряд ли узнаем это в полной мере.
После попыток Кипчоге нам достались новые технологии в виде карбоновых пластин в подошве кроссовок. Первое время они стоили недоступные многим 250 - 300 долларов за пару и реально это дает преимущество тем, кто может заплатить. Это раздражало, честно, и меня, в том числе. Но на текущий момент можно купить карбон и за 8-9 тысяч рублей. Прошло 5 лет и технологии стали использоваться и в более демократичных линейках, уровняв, тем самым шансы.
Использование ксенона для широких масс, желающих покорить Эверест, сейчас по цене выглядит совсем не реалистично. Но само по себе многодневное восхождение стоит от 70 000 долларов и при этом ежегодно мы видим какие-то нереальные очереди из сотен страждущих, оплативших столь высокую цену.
Как относиться к техническому прогрессу, который беспардонно вмешивается в рост человеческих возможностей? Как Баннистер или как Сантее? Здесь нет одного правильного решения, но, кажется, Баннистера все помнят, а про Сантее даже нет переведенной на русский язык статьи в Википедии.